Картинная галерея в детском саду
в феврале
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду» с педагогами была организована и проведена деловая игра: «Современные методы и приемы ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства».
Решая задачи ознакомления дошкольников с искусством, педагог должен сам овладевать познавательным и искусствоведческим материалом. В ходе мероприятия, рассматривая картины разных жанров, педагоги стали активными участниками процесса.
На примере картины И.Репина «Стрекоза», была выстроена структура беседы. Каждый из участников высказал свое мнение о разных вариантах рассматривания картины, отвечали на вопросы, поставленные педагогом, дополнили содержание беседы игровыми приемами и музыкальным сопровождением к предложенным картинам. Применение таких знакомых предметов, как фонарика, лупы, и дверцы помогает погрузиться в художественное произведение, акцентировать внимание на деталях. А использование приема «парафраз» — обобщить, детализировать и конкретизировать сказанное.
Данное мероприятие способствовало расширению знаний педагогов, повысило их профессиональную компетентность в области ознакомления дошкольников с произведениями искусства.
в январе
Семинар «Ценностно-смысловые дискурсы в воспитании дошкольников средствами живописи. Создание галереи Третьяков Павел Михайлович.
«Задача искусства – разбудить человечество!» Репин И.Е.
Воспитатель Курганская Е.В. поделилась с коллегами полезной информацией, с которой познакомилась на одноимённом семинаре. По опыту коллег, были созданы QR-код ссылки, которые при работе с картиной откроют подробную о ней информацию. Все паспорта картин оформлены в единую папку, распределены по жанрам, для удобства поиска и выбора лично задуманных выставок.
Своим примером, переосмыслив опыт коллег, представила первую в нашем саду выставку посвятив её главному ценностно-смысловому идеологу России в художественном мире П.М.Третьякову.
В подборку картин вошли репродукции знаковые для формирования русского культурного кода, демонстрирующие разные виды жанров и разных художников от основателей передвижнического общества до молодых талантов, открытых Третьяковым.
Как известно русское художественное искусство пришло к расцвету в середине 18 в. Третьяков был непосредственно причастен к этому. «….лишь картины дадут представление потомкам через многие десятки, а то и сотни лет, как и в каких условиях жили их предки».-Третьяков П.М.
Изящное искусство прославили такие великие русские патриоты России, как Саврасов А.К. и его картина «Грачи прилетели», о которой Крамской говорил: «Деревья, весна, небо есть во многих картинах, а душа есть только в грачах» и Шишкин И.И. в его картине ширь, простор и монументальность русской природы утверждается, как знак, как образ России. В картине «Утро в сосновом лесу» пространство оживает. Но жаль, что Третьяков не только открывал таланты, но и саморучно стёр имя соавтора К.Савицкого с известного полотна, сказав: «У картины двух авторов, двух художников быть не может». Возможно не сделай он этого, мы все больше знали о талантливейшем художнике сюжетного жанра.
Глядя на его портрет кисти И.Е.Репина, он будто сам нам говорит: « Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало всем доступного хранилища изящных искусств. Приносящего многим пользу, всем удовольствие» -Третьяков П.М.
В конце 1980х задумывает портретную галерею именитых людей России, часть которой стал портрет кисти И.Е. Репина Л.Н.Толстой, при всем не желании позировать, Толстой согласился, с условием, что художник напишет два одинаковых портрета один из которых останется у писателя.
Купец и коллекционер скупал на передвижнических выставках будущие шедевры, руководствуясь каким-то внутренним чутьём, по зову сердца и воспитания. Он открывал России и всему миру новые имена: Суриков, Левитан, Перов, Ге и мн.др.
Одними из противоречивых приобретений были полотна Васнецова, т.к. по мнению Третьякова в них не было правды, но как показала история в них было даже больше чем правда, в них и реальность, и фантазия, и русский фольклор, и философия соединяются в единое целое. Последним приобретением Третьякова стала картина В.М.Васнецова «Богатыри». Из эпоса: «Вышли богатыри русские посмотреть нет ли где врага и не обижают ли где кого». Эта картина никогда не покидала стен Третьяковской галереи. Поняв эту картину, можно понять и весь русский народ, наш исторический код.
В 1892 году Третьяков передаёт созданный им музей в дар г.Москве.
По окончании экскурсии коллегам, нашего творческого общества, было предложено выразить свои эмоции, которые вызвали у них выставленные картины.
декабря 2023 года на площадке детского сада №78 «Жемчужинка» состоялся семинар «Ценностно-смысловые дискурсы в воспитании дошкольников средствами живописи».
Перед участниками семинара выступили директор АНО ДПО Институт образовательных технологий Соловей Елена Юрьевна, профессор кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Чумичева Раиса Михайловна и ведущий специалист по музейно-образовательной деятельности экскурсионно-лекционного отдела Государственного Русского музея Маслова Светлана Георгиевна. Лекторы обозначили важность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром искусства и развитию предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания живописных произведений дошкольниками.
Во время экскурсии по учреждению гости смогли познакомиться с особенности организации и возможностями использования картинной галереи как культурно-образовательного и развивающего пространства в ДОУ.
В работе семинара-практикума приняло участие 35 педагогов из 27 образовательных учреждений Санкт-Петербурга, в том числе и педагог нашего сада Курганская Екатерина Васильевна.
Семинар
15 ноября 2023 года в рамках проекта «Картинная галерея в детском саду», прошел семинар — практикум «Приёмы развития восприятия художественных произведений искусств у детей дошкольного возраста».
В процессе приобщения дошкольников к искусству немаловажную роль играют знания и личность педагога. От его знаний, умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, графике, их вхождение в мир искусства, понимание его сути.
Поэтому целью семинара было развитие профессиональной компетенции педагогов в области методики ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства.
В практической части семинара участники получили возможность практического применения представленных приемов и методов работы с картиной, таких как «Акцентирование», «Вхождение в картину», «Ожившая картина» и др.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду» в старшей группе «Бусинки» прошло знакомство с галереей нашего сада, как развивающим культурным пространством. Мы привлекаем родителей и доносим важность прививать детям ценность народного достояния и ценность красоты. С помощью родителей мы познакомили деток с новым видом изобразительного искусства- фитоживописью, не отходя от классических приёмов создания натюрморта. Получились настоящие произведения искусства.
Как ходить в музей с детьми или как привить ребёнку любовь к прекрасному!
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в логопедической группе «Бусинки», прошёл вечер встреч родителей с искусством русских художников.
На примере картины «Утро на даче» Н.Третьякова где изображён тихий размеренный завтрак в летнем саду за чайным столом показывает маленькие радости семейного счастья художника. Кормление пса на первом плане вносит шутливую интонацию в картину. Внимание всех за столом сосредоточено на собаке, сидящей на стуле как полноправный член семьи. Дети с увлечением и любопытством наблюдают за ней, а взрослые, хоть и напряжены, опасаясь непредвиденного, но с удовольствием участвуют в происходящем. Она обращает внимание зрителей на необходимость сбережения семейных традиций, которые закладывают ценности уважения к семейному укладу.
Такой же важной традицией могут стать совместные посещения музеев, галерей и выставок.
В рамках реализации проекта федеральной инновационной площадки «Картинная галерея» в детском саду в подготовительных группах «Лучики» и «Веснушки» прошел мастер-класс для родителей. В игровой форме родителей познакомили с репродукциями картин, представленных в детском саду. Детьми группы «Лучики» были продемонстрированы игровые приёмы: «аукцион», «подзорная труба», «сравни картины». Ребята группы «Веснушки» попробовали себя в роли экскурсоводов и познакомили гостей с картинами В.Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Царевна-лягушка».
Целью данного мастер-класса является приобщение всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, к миру живописи, повышение их общекультурного уровня.
Занятие «Фрукты на блюде» гр.Бусинки
Занятие «Гость из осеннего леса» познакомило детей с видом живописи- пейзаж. гр.Бусинки
Знакомство с живописью гр. Ягодки
Знакомство с живописью гр. Лучики
Знакомство с живописью гр. Бусинки
Занятие на тему «Весна идёт, весне дорогу!
Занятие посвященное знакомству с появлением портрета в живописи.
В логопедической группе «Бусинки» Курганская Е.В. провела занятие: «Разноцветная зима». Дети рассматривали вариативность изображения зимы русскими художниками в разных тонах.
В логопедической группе «Бусинки» прошло увлекательное занятие «Чувство из мыслей». Дети, продолжая знакомиться с картинами великих русских художников, размышляли о чувствах, которые вызывают изображённые пейзажи.
В рамках инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду» в подготовительной к школе группе «Солнечный город » прошло занятие по теме «Весна в картинах художников». Ребята познакомились с биографией И. И. Левитана, с пейзажами » Весна. Большая вода » и «Март». Сравнили картины по сюжету, характеру и настроению. Во время дидактической игры » Линия горизонта» превратились в детективов и закрепили знания и навыки нахождения линии горизонта в других пейзажах. Дети почувствовали, как поэты передали свое радостное настроение в стихах, описывая весенние признаки. Такое погружение в творчество помогло ребятам увидеть и понять художественный образ весны, переданный И. И. Левитаном.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду» в логопедической группе «Бусинки», Курганская Е.В. в преддверии международного женского праздника провела серию занятий посвященных знакомству с появлением портрета в живописи. Дети познакомились с художниками, которых вдохновили прелестные музы. Женщины дарят миру свою красоту, женственность, нежность, непосредственность. Именно такими мы должны воспитывать девочек.
Дети описывали женские портреты, рисовали настоящих леди, разгадывали кроссворд по картине «Портрет Лапухиной» В.Л. Боровиковского. Играли в «Аукцион».
В преддверии праздника ребята группы «Бусинки» посетили выставку «Образ женщины в творчестве русских художников», где познакомились с произведениями И.П. Аргунова, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, В.Л. Боровиковского. Затем ребята приняли участие в мастер-классе «Витражная роспись», который провела мама наших воспитанниц. Дарья Юрьевна рассказала детям о своём увлечении и познакомила с очень интересной техникой рисования.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду», в логопедической группе «Бусинки», в преддверии народного праздника «Масленица», прошло занятие посвящённое знакомству с художественным творчеством, посвящённому русским народным гуляниям. Особое внимание было уделено картинам Бориса Кустодиева, его особому способу написания картин и его личности.
Дети описывали картины и сами рисовали «Масленицу». Для закрепления педагог Курганская Е.В. создала настольную игру: «Лото художника» и дети закрепили свои знания и о других полотнах принадлежащих кисти Б. Кустодиева.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в логопедической группе «Бусинки» прошло занятие знакомства с творчеством М. Врубеля на примере картины «Царевна-лебедь». Цель: воспитание эстетических чувств и уважения к труду художника.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в логопедической группе «Бусинки», Курганская Е.В. провела серию занятий посвященных знакомству с творчеством великого русского художника «иллюстратора» В.М.Васнецова, через восприятие русских народных сказок. На первом занятии дети обсуждали сюжет сказки «Снегурочка» и сюжетную живопись В.М.Васецова по этой сказке. В творческой части занятия дети попытались передать сюжет запечатлённый на картине.
На втором занятии обсуждали сюжет сказки «Царевна-лягушка» и сюжетную живопись В.М.Васецова по этой сказке. Особое внимание было уделено старо-русским словам, которые не употребляются в нашей речи. Дети прослушали музыкальные мотивы под которые могла танцевать Царевна-лягушка. Ребята пересказывали отрывки сказки вглядываясь в картину. Дети учились высказывать свои мысли и давать оценку поступкам, сравнивая эмоциональное состояние героинь двух сказок.
На третьем занятии по знакомству с творчеством В.М.Васнецова дети описывали персонажей картины «Богатыри». Пытались понять их внутренний мир по внешним проявлениям. Васнецов в своей картине передаёт всю суть русского народа: спокойствие, уверенность, силу, готовность помочь, защитить. Подробное описание внешнего вида, амуниции и оружия раскрывает характеристику защитников Русской земли.
Вместе с детьми, в галерее, был создан музей обной картины, что помогло вовлечь в знакомство с живопись и родителей. Дети просили родителей отыскать из множества картин именно ту, на которой были изображены все представленные в музее экспонаты.
Примеряя на себя каждого персонажа, вживались в роли и обыгрывали в сюжетных играх.
Таким образом художественная галерея стала стимулом к разнообразной деятельности с использованием различных техник и методик знакомства с изобразительным искусством.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в логопедической группе «Бусинки» прошло очередное занятие «Художник-сказочник В.М. Васнецов». Цель: формирование интереса к изобразительному искусству.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея», в подготовительной группе «Солнечный город» прошло открытое занятие «О чем рассказывает картина».
На занятии ребята познакомились с картиной А.К. Саврасова «Иней в лесу», краткой биографией художника. Учились видеть красоту зимней природы, выделяли средства выразительности, которые использовал художник при написании картины. Дети внимательно рассматривали картину, участвовали в рассказывании по ее содержанию. В заключительной части занятия, слушая произведение Антонио Вивальди «Февраль», ребята описали настроение, которое передает картина и как музыка помогает это узнать.
Очередная встреча с изобразительным искусством помогает детям эмоционально и осмысленно воспринимать красоту мира.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в логопедической группе «Бусинки» прошло занятие: «Разноцветная зима». Дети рассматривали вариативность изображения зимы русскими художниками в разных тонах. Дети искали ответы на картинах по загадкам. Самые понравившиеся картины они выбрали для творческой работы, у детей получились замечательные рисунки в голубом оттенке. Дети пришли к выводу, что снег приобретает цвет в зависимости от времени суток.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в логопедической группе «Веснушки» прошло занятие «Зимний пейзаж».
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в логопедической группе «Бусинки» прошло занятие «Там, где море вечно плещет…». Цель: знакомство с творчеством И.К. Айвазовского и морским пейзажем.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в логопедической группе «Бусинки» прошло занятие: «Зима в картинах русских художников». Продолжая закреплять знания о жанре живописи — пейзаж, дошколята сравнивали творчество уже знакомого художника И. И. Шишкина «Зима» с картиной И. Э. Грабаря «Зимний вечер». Дети заметили, что техника рисования у этих художников очень разная. Шишкин детально прорисовывает свой пейзаж, а Грабарь пишет мазками. Ребята составляли описательные рассказы по картинам, отталкиваясь от перспективы картин.
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в подготовительной группе «Веснушки» провели занятие «Сравнение».
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в подготовительной группе «Лучики» провели занятие: «Зима в картинах русских художников». Продолжая закреплять знания о жанре живописи — пейзаж, дошколята рассматривали репродукции картин И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», И. И. Шишкина «Зима» и И. Левитан «Зима в лесу» под чудесную музыку П. И. Чайковского «Времена года. Зима».
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду » в логопедической группе «Бусинки»прошло занятие «Осень в картинах русских художников». Цель: воспитание любви к природе через творчество русских художников.
В рамках реализации образовательного проекта «Картинная галерея в детском саду» в логопедической группе «Веснушки» прошло увлекательное занятие «Следы времён года».
В рамках реализации образовательного проекта «Картинная галерея в детском саду» в логопедической группе «Бусинки» прошло увлекательное открытое занятие «Ценность произведений с изображением русской природы для речевого и культурного развития детей». Дети искали смысл в пейзажах картин великих русских художников «Рожь» И.И.Шишкина, «Осень» И.С. Остроухова и «Осень.Деревенька у ручья» А.К.Саврасова. Поняли не только ценность русского искусства, но необходимость беречь все богатства своей Родины. в практической части ребята взяли на себя роль реставраторов.
В рамках реализации образовательного проекта «Картинная галерея в детском саду» в логопедической группе «Бусинки» прошло увлекательное занятие «Что такое натюрморт?».Цель: знакомство с жанром натюрморта на примере репродукции картины И.И. Левитана «Васильки».
В рамках реализации образовательного проекта «Картинная галерея в детском саду» в логопедической группе «Веснушки» прошло увлекательное занятие «Знакомство с портретом»
В рамках реализации образовательного проекта «Картинная галерея в детском саду» в логопедической группе «Бусинки» прошло увлекательное занятие «Чувство из мыслей». Дети, продолжая знакомиться с картинами великих русских художников, размышляли о чувствах, которые вызывают изображённые пейзажи. Ребята старались увидеть, разгадать, какие чувства тот или иной художник стремился запечатлеть.
Такой пейзаж называется «Пейзажем настроения» — стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям, передать пейзажу лирическую окраску, чувство тоски, грусти или тихой радости.
В начале октября. В рамках реализации образовательного проекта «Картинная галерея в детском саду» в логопедической группе «Бусинки» в свободное время дети познакомились с культурным видом отдых — посещение галереи, на тему «Красота родной природы в осенний период». Дети обсудили красоту природы, палитру взятых художниками красок для передачи осенней свежести. В галерее были выставлены картины разных художников для сравнения их техники рисования. Дети заметили, что наиболее прописанные картины у И.И.Шишкина.
С 2023 года нашему детскому саду был присвоен статус сетевой инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по теме «Картинная галерея в детском саду».
Образовательный проект «Картинная галерея в детском саду» реализуется АНО ДПО «Институт образовательных технологий», АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» и издательским домом «Агни» город Самара.
Цель проекта: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру и элементарных представлений о видах искусства с раннего детства, воспитание любви к искусству, популяризация живописи. Музейная педагогика в дошкольной организации, это современная область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.В рамках проекта представлены методические рекомендации к комплекту «Мир шедевров. Картинная галерея в детском саду» по интеграции репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста. Описаны подготовительные и организационные мероприятия педагогов (воспитателей) к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью. Музейная педагогика в дошкольной организации, это современная область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
Направление деятельности инновационной площадки:
- повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
- апробация инновационных форм продуктивного взаимодействия науки и практики для решения задач по приобщению всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, к миру живописи;
- разработка методических рекомендаций по организации картинной галереи в детском саду;
- разработка сценариев мероприятий с детьми и родителями по приобщению детей к искусству.
Научные руководители сетевой инновационной площадки: от АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» – Чумичева Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета город Ростова-на-Дону; от АНО ДПО «Институт образовательных технологий» – Соловей Елена Юрьевна, кандидат исторических наук, директор.
- Положение о деятельности в статусе инновационной площадки АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России»
- Положение о рабочей группе реализующей мероприятия инновационного образовательного проекта
- Приказ об организации инновационной деятельности
- План работы по реализации проекта «Картинная галерея в детском саду»